Устные игры, развивающие мышление
Устные игры - игры без использования игрового инвентаря, приспособлений. В основе устных игр лежит общение, по этой причине для устной игры должна быть компания, в такую игру не поиграешь в одиночестве. Для игры нужны два или более игроков. Устные игры не требуют особенных приготовлений, но могут быть настолько увлекательны и интересны, что являются идеальным вариантом игры в пути, при длительном ожидании, в зале вокзала, в поезде, в автомобиле, на природе в минуты отдыха от подвижных игр, в кафе, на прогулке, по дороге в детский сад и школу. Устные игры отлично подходят для общения старших детей с младшими детьми в семье, родителей с детьми, а также как развлечение в компании любого возраста. Устные игры развивают навыки общения, речь, чувство юмора, память, находчивость, создают отличное настроение и теплую атмосферу приятного общения.
Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры подходят не только для коротания время в пробоке для взрослых, они пригодятся в любом вынужденном ожидании, безделье или механической работе, дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Золотая коллекция устных игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не позволит скучать вам и детям, раскачают воображение и потренируют нестандартное мышление, не требуя дополнительного реквизита и подготовки.
Прошлое и будущее
Условия игры: Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»
Например: стул
- Чем этот предмет был в прошлом?
- Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).
- Чем он может стать в будущем?
- Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.
Что развивает? Чему учит?
Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.
Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.
Из чего состоит?
Условия игры: Представляем любой предмет и называем его составляющие.
Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)
Что развивает? Чему учит?
Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.
Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.
Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.
Включи вариативность
Условия игры: Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения.
Например: пластиковый стаканчик
- надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;
- сделать шапочку Алладина на резинке;
- вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;
- выращивать растения;
- собрать много стаканчиков и сделать костюм...
Что развивает? Чему учит?
Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.
Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.
Полезно/Вредно
Условия игры: Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.
Например:
- Дождь полезный, потому что растут растения.
- Дождь вредный, потому что может затопить что-то.
- Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.
- Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть...и т. д.
Что развивает? Чему учит?
Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.
Да/Нет
Условия игры: Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Например: дом
- Это живое?
- Нет.
- Это сделано человеком?
- Да.
- Это больше тебя?
- Да.
- Несёт пользу для человека?
- Да.
Что развивает? Чему учит?
Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.
Предсказатель
Условия игры: Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.
Например: знакомство
- Как люди знакомились в древности?
- Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.
- Как знакомятся теперь?
- На улицах, в кафе, в интернете и т. д.
- Как будут знакомиться в будущем?
- Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.
Что развивает? Чему учит?
Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.
Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты.
Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современной жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.
Видное-неочевидное
Условия игры: Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт. Обязательно нужно добавлять его противоположность, например: найди различия.
Например: ботинок и летающий корабль
- оба могут пахнуть;
- оба могут взлететь;
- у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;
- оба могут быть твёрдыми;
- могут быть одного цвета...
Что развивает? Чему учит?
Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.
Игры просты и универсальны: вы можете выбрать любую понравившуюся, пользоваться ею в любом месте, одновременно тренируя ум и весело проводя время. Можно устроить соревнование с ребёнком... Поверьте, детское воображение намного ярче, чем у взрослых. К каждой игре вы можете подбирать бесконечное множество своих предметов, объектов, явлений, ситуаций. Любой подобранный вами предмет — это ещё одна новая игра!
Via newtonew.com
Created/Updated: 25.05.2018