Словарь архитектурных терминов
Словарь архитектурных терминов. Эркер, Ширинка, Ротонда, Прясло, Портик, Портал, Поребрик, Пилястра, Контрфорс, Наборная колонка, Капитель, Закомара, Гребень, Гирлянда, Галерея (гульбище), Волюта, Бельведер, Балясины, Балюстрада, Аттик, Антаблемент и другие...
При создании раздела были использованы материалы: "Архитектурно-строительный словарь" В.С.Поплавского и др. источники.
Наглядный гид для тех, кто хочет разбираться в архитектуре (Чтобы в следующий раз вы смогли легко отличить балюстраду от балясины, мы сделали простой и понятный гид по основным архитектурным терминам и формам.)
Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру. [рисунок]
Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.
Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима. См. ползучая арка.
Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей. [рисунок]
Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арокна фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). [рисунок]
Аркатурно-колончатый пояс – см. Аркатура.
Архитрав - см. антаблемент.
Аттик (от греч. Attikos - аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика. [рисунок]
Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. [рисунок]
Балясины– невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.
Барабан – цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда - декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами. [рисунок]
Бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз. рисунок
Бельведер (итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид) - надстройка над зданием, обычно круглая в плане рисунок
Вазон - декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко. [рисунок]
Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко. [рисунок]
Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.
Галерея (франц. galerie, от итал. galleria) - длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания. См. гульбище, паперть.
Гирлянда- орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т.п. Характерен для барокко. рисунок
Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике. [рисунок]
Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).
Гребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном. [рисунок]
Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют паперть. [рисунок]
Дентикулы - см. сухарики.
Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII - XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах. Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике. [рисунок]
Закомара (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. [рисунок]
Замковый камень, замок (зам`ок) – клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Характерен для классицизма. [рисунок]
Затяжка - горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода. [рисунок]
Зубец (мерлон) - выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы - "ласточкин хвост".
Карниз - см. антаблемент.
Капитель - верхняя часть колонны или пилястры, форма которой определяется ордером. [рисунок]
Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатрови барабановглав. рисунок В период узорочья кокошниками также украшались окна. рисунок.
Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа.
Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора с художественно оформленной капителью и базой, стержневой элемент архитектурных ордеров. [рисунок]
Контрфорс (от франц. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры. рисунок, рисунок2
Коруна - многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону. [рисунок]
Кубышчатая колонна - опора с плавным расширением в центральной части [рисунок]
Купол (итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) – вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере.
Ласточкин хвост- вид крепостного зубцас раздвоением в верхней части. [рисунок]
Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов. Особенно широко применялась в барокко и нарышкинском барокко.
Лопатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов. См. также пилястра. [рисунок]
Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone – большая маска) – декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замкахарок, оконных и дверных проемов. Маскароны использовались в архитектуре классицизма и модерна. рисунок рисунок2
Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора. [рисунок]
Мерлон - см. зубец
Наборная колонка - столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья. рисунокрисунок2рисунок3
Наличник– декоративное обрамление оконного проема. Термин “наличник” применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. XVIII вв.
Нартекс, притвор (позднегреч. Narthex, от греч. narqhx - ларчик, шкатулка) – входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.
Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) – художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей.
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.
Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Ордер - важнейший элемент архитектуры классицизма, иногда использовался и в барокко.
Паперть – помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи.
Печура - сводчатое углубление на внутренней стороне крепостной стены для установки орудий. [рисунок]
Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна. [рисунок]
Ползучая арка - арка, опоры которой расположены на разных уровнях. [рисунок]
Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. рисунок рисунок2
Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для древнерусской архитектуры характерны перспективные порталы. [рисунок]
Портик (от лат. porticus) – характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн(иногда-пилястр), помещенный перед фасадом здания, завершается аттиком или фронтоном. рисунок
Придел – в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.
Прясло - участок стены между двумя лопаткамиили пилястрами. В крепостной архитектуре - участок стены между двумя башнями. [рисунок]
Разорванный фронтон - декоративный фронтон, расположенный над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах. Характерный элемент нарышкинского барокко. рисунокрисунок2
Раковина, рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины) - мотив орнамента в виде стилизованной раковины. Раковины, расположенные в кокошниках, заимствованы из декора Архангельского собора Кремля, характерны для нарышкинского барокко. рисунокрисунок2
Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма рисунок [рисунок]
Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма. [рисунок]
Свод – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, передает на опоры не только вертикальную нагрузку, но и горизонтальные усилия (распор).
Сухарики, дентикулы - декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков. В древнерусской архитектуре назывались сухариками, применительно к стилям западного происхождения (напр., барокко) используют слово дентикулы. [рисунок]
Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.
Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье) - просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры 17-18 вв.
Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia - лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады.
Фриз(франц. frise)
- в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; рисунок
- сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.
Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. рисунокПоле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий рисунок (см. также разорванный фронтон).
Херувим - декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко. [рисунок]
Четверик – в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на четверике").
Шатер, шатровое покрытие– завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные - напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером. [рисунок]
Ширинка - декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок. рисунок
Via vernak.narod.ru
Created/Updated: 25.05.2018