special

Вампиры народов мира

Вампиры народов мира
Вампиром в европейской мифологии считался мертвец, который встает из могилы и в облике летучей мыши высасывает кровь из спящих людей. А какими вампиров представляли другие народы?

Даханаваром (Древнеармянская мифология)

Даханаваром (Древнеармянская мифология) - Вампиры народов мира

Даханаваром в древнеармянской мифологии называли вампира, жившего в горах Ултиш Альто-тэм. Он был великодушен к жителям своих земель и никогда не убивал их, но зато беспощадно расправлялся с чужаками, выпивая их кровь. Существует история, якобы написанная в 1854 году неким бароном Августом фон Аксаусеном, которая рассказывает о двух путешественниках, попавших во владения Даханавара. Зная о «проделках» вампира, путешественники заснули таким образом, чтобы их ноги были подложены под головы друг друга. Обескураженный зрелищем странного существа с двумя головами и без ног, Даханавар покинул эти края, и о нем больше ничего не слышали.

Веталах – вампироподобный злой дух (Индия)

Веталах (Индия) – вампироподобный злой дух - Вампиры народов мира

В индийской мифологии есть предания о веталах – вампироподобных злых духах, входящих в свиту бога Шивы. Веталы вселяются в мертвецов и заставляют их действовать подобно живым. Труп при этом перестает разлагаться и ходит по миру, словно зомби. Все это веталам нужно не для того, чтобы питаться кровью, мозгом и другими органами человеческой плоти, а... из зависти.

Чиан-ши - окостеневший труп (Китай)

Чиан-ши (Китай) - окостеневший труп - Вампиры народов мира

В переводе с китайского «чиан-ши» означает «окостеневший труп». Ногти у него чёрные, длинные и острые, как бритва. Они стали такими, потому что чиан-ши давным-давно умер и погребён. Мышцы, рук также окоченели, поэтому чиан-ши ходит, вытянув руки вперёд. Мышцы ног после смерти затвердели, поэтому монстру трудно ходить. Чиан-ши передвигается странными прыжками. Говорят, что чиан-ши путешествуют в одиночку или группами по всему Китаю, иногда им приходится пройти сотни миль, чтобы вернуться в родной город.Чиан-ши, как и зомби - это мёртвые тела, которые двигаются и охотятся на людей. Эти существа питаются кровью и никак не могут насытиться. Они убивают людей и пьют вытекающую из них кровь. Мозг у чиан-ши умер, поэтому они не могут думать, видеть и говорить. Свою жертву они выслеживают по запаху или по дыханию. Если вы встретитесь с одним из этих монстров, нужно задержать дыхание, тогда вы сможете от него избавиться.

Ламиям, эмпузам и лемурам (Рим)

Ламиям, эмпузам и лемурам (Рим) - Вампиры народов мира

В Риме призраков, сосущих кровь, называли ламиями, эмпузами и лемурами. Среди них – ночная птица Стрикс, питавшаяся человеческой кровью и плотью. Именно от названия этой птицы образовано румынское слово стригой, как и албанское Штрига. Хотя сами мифы об этих существах имеют по большей части славянское происхождение.

Румынский «вариант» вампира

Румынский «вариант» вампира - Вампиры народов мира

Уже упомянутый стригой – румынский «вариант» вампира. Он похож на упыря, в том числе, и тем, что был рожден в рубашке или с каким-нибудь изъяном, например, с хвостом или лишним соском. Кроме того, он мог быть рожден слишком рано или умереть «неправильной» смертью. Распознают вампира по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или по положению одной из ступней, если та находится в углу гроба. Поэтому могилы часто были открыты (например, после смерти ребенка еще три года), чтобы можно было проверить покойника на склонность к вампиризму.

Кали - циганский вампир

Кали - циганский вампир - Вампиры народов мира

Самое известное вампироподобное существо у цыган называют Кали. На самом деле это индийское божество с клыками, увешанное гирляндами трупов и черепов и имеющее четыре руки. Храмы Кали расположены возле тех мест, где проводят кремацию.

Эмпус — человек с ослиными ногами (Греция)

Эмпус — человек с ослиными ногами (Греция) - Вампиры народов мира

Эмпус — человек с ослиными ногами — разгуливал по дорогам, нападая припозднившихся путников, но никогда на заходил в дома. Ламия — женщина с телом, покрытым змеиной кожей, и козьими копытами на ногах. Её интересовали только дети. Причина в том. что она сама когда-то была царицей Ливии и матерью большого семейства. Но её дети все до одного умерли во время эпидемии, и безутешная Ламия прокляла богов и весь человеческий род. Рассерженые боги превратили прекрасную царицу в чудовище. С тех пор Ламия каждую ночь выходит на охоту, похищает детей и пьет их кровь.

Каппе — вампир (Япония)

Каппе — вампир (Япония) - Вампиры народов мира

Каппе — вампир, обитающий в воде. Каппе становились утонувшие дети. Они покрывались зеленой кожей, у них вырастали перепонки между пальцами и черепаший панцирь на спине. Во рту появлялись несколько рядов острых зубов. Каппе за ноги утягивали пловцов на дно и пили кровь, прокусывая вену под коленом или через задний проход.

Асванга — существо (Филиппины)

Асванга — существо (Филиппины) - Вампиры народов мира

Асванга — существо, в которое преващается убитая молодая девушка. Днем асванги выглядят как прекрасные девушки с распущенными волосами, в венках из цветов. Они заманимают молодых охотников и детей в лесную чащу, куда не попадают лучи солнца, где связывают свою жертву лианами и пьют её кровь. Ночью асванги превращаются в больших черных птиц. Они садятся на крыше домов и запускают в дымоход длинный и полый, как хоботок у комара, язык. Этим языком они прокалывают вену у спящих и сосут их кровь.

Гуль — неприятное создание (Аравийский полуостров)

Гуль — неприятное создание (Аравийский полуостров) - Вампиры народов мира

Гуль — неприятное создание, в которое превращается после смерти черный колдун. Днем гули прячутся в темных пещерах и расселинах скал а ночью выходят на охоту. Нападает на путников, разрывает им горло и пьет кровь. Если удастся поймать ребенка, съест его, оставив лишь косточки. Если гулю не везет в охоте, он не побрезгует выкопать из могилы труп и отгрызть здоровенный кусок.

Тлахуелпучи (Центральная Америка)

Тлахуелпучи (Центральная Америка) - Вампиры народов мира

Наравне с «классическими» вампирами есть еще тлахуелпучи. В отличие от «неумерших», тлахуелпучи вполне даже живые. Они рождаются в семьях, ведущих свой род от жрецов древних кровавых культов. Жажда крови проявляется где-то с тринадцати лет. Кровь требуется от одного до четырех раз в месяц. На охоту тлахуелпучи вылетают в образе гигантской летучей мыши. Что характерно, все жертвы тлахуелпучи обязательно погибают — вампир выпивает всю кровь до капли.

Упырь (Славянский)

Упырь (Славянский) - Вампиры народов мира

Если верить славянским мифам, упырем (вурдалаками вампиров стали называть «с легкой руки» Пушкина, написавшего в 1836 году одноименное стихотворение) мог стать любой, кто был рожден в «рубашке», с зубами и хвостом, кто был зачат в определенные дни, кто умер «неправильной» (неестественной, преждевременной) смертью, кто был отлучен от церкви и над кем были совершены неправильные похоронные ритуалы. Для того чтобы покойник не стал вампиром, в гроб к нему следовало положить распятие, а под подбородок – какой-нибудь предмет (чтобы мертвец не съел похоронный саван). Еще можно было приколотить одежду умершего к гробу или положить туда опилки. Считается, что вампиры страшно любят что-нибудь пересчитывать, поэтому, пока проснувшийся мертвец пересчитывает каждую из этих опилок, он попросту умирает. Вдобавок к этому можно проколоть тело мертвеца шипами или кольями (отсюда традиция вбивать кол в могилу), пригвоздив его таким образом к земле. Еще одно верное и всем известное средство против вампиров – чеснок.

ГЕРМАНИЯ И ВАМПИРЫ

Упырь (Славянский) - Вампиры народов мира

Так же как и среди славянских народов Восточной Европы, у вампиров длинная история в Германии, и немецкий вампир очень напоминает славянского вампира. К Х веку славянская экспансия достигла земель вдоль реки Йетс и охватила восточную часть Германии. Славянские и германские пароды перемешались. Перемешались и их мифы. Таким образом, мифический вампир этих народов приобрел много общих черт. Наиболее известным из немецких вампиров был нахтцерер, или «ночной похититель», — вампир северной Германии. Эквивалентом ему в южной Германии (Баварии) был блутзаугер, дословно «кровопийца». Этим термином в просторечии называли неприятных людей. В литературных источниках вампир фигурирует под названиями «нахттотер», «рыцарь ночи», «нойнтотер» или «убийца девяти». Как и славянский вампир, нахтцерер был вновь вернувшимся (недавно умершим, вернувшимся из могилы, чтобы нападать на живущих, обычно на семью и знакомых).

Так же, как и славянского вампира, нахтцерера порождали необычные обстоятельства, сопутствующие смерти. Человек, который умирал внезапно в результате самоубийства или несчастного случая, был кандидатом в вампиры. Подобно вьесчи в Польше, ребенок, родившийся в чепчике (мембрана, которая покрывала лицо некоторых детей), был приговорен стать вампиром, особенно, если этот чепчик был красным. Нахтцерер также связывался с эпидемическими заболеваниями. Когда группа людей умирала от одной и той же болезни, наблюдающие часто признавали того, кто умер первым, причиной .смерти остальных. Имела место вера в то, что если ие убрать с похоронной одежды имя человека, то он вернется в качестве вампира.

Нахтцереры, как было известно, имели привычку жевать свои собственные конечности в могиле (вера, вероятно, возникшая из-за того, что находили тела, которые стали жертвами хищников после захоронения в неглубоких могилах без гроба). Так, их лица были не тронуты, а кисти рук и другие конечности отсутствовали или были растерзаны. Активность вампира в могиле продолжалась до тех пор, пока он не прекращал есть свое собственное тело и свою одежду. Тогда вампир поднимался и, как вурдалак, поедал тела других, часто в компании женщины, которая умерла при родах. Их активность можно было выявить по сосущему звуку, который приписывали женщине, кормящей ребенка. Когда их гробы (тех, кто был достаточно состоятелен хоронили в одном) открывались, нахтцереров обнаруживали лежащими в лужах крови, потому что вампиры изгладывали себя до такой степени, что не могли удержать в себе всю кровь, которую употребляли.

Чтобы уберечься от нападения вампира, люди принимали различные меры. Некоторые клали под подбородок вампира комок земли, другие - монету или камень ему в рот, в то время как третьи крепко повязывали носовой платок вокруг шеи. В самых крайних случаях люди отрезали голову потенциальному нахтцереру и втыкали спицу ему в рот, чтобы прикрепить голову к земле или же закрепить язык.

Некоторая вера в вампира сохранилась в сельской Германии. Аффонс Швайгерт исследовал блутзаугера в Баварии в 80-е годы. Он обнаружил, что вера в вампира не только продолжает существовать, но что также существуют некоторые уникальные аспекты этой веры. По внешности блутзаугер был бледным и по описанию напоминал зомби. В баварском фольклоре люди становились вампирами потому, что не были крещены (Бавария — часть Германии, где довлела римско-католическая церковь), занимались колдовством и цели аморальный образ жизни или совершили самоубийство. Они могли также стать вампирами, поев мяса или съев животное, которое было убито волком. Во время погребения, если животное перепрыгивало через могилу, это также могло привести к возвращению умершего в виде вампира. Такой же исход был в случае, если на могилу наступала монашка.

Если в общине появлялся блутзаугер, жителям советовали оставаться по ночам дома и обмазывать двери и окна чесноком, а также развешать вокруг дома боярышник. Если у кого-то была черная собака, то необходимо было наблюдать за ней, нарисовать на ней еще одну пару глаз, от которых бы бежал вампир. Чтобы окончательно убить вампира, советовали проткнуть его сердце колом, а в рот положить чеснок.

Верования и обычаи, касающиеся вампиров в Германии и Восточной Европе, стали предметом нескольких книг еще в XVII веке (хотя никто не использовал термина «вампир» в этих текстах). Примечательными сочинениями были: «De Masticatione Mortuorum» (1679) Филипа Рора, который обсуждал привычки нахтцерера, и «De Miraculis Mortuorum» Христиана Фредерика Гармана (1670). В начале XVIII века в Германию стал просачиваться целый поток отчетов о вампирах из Восточной Европы. Разгорелись активные дебаты в университетах. Хотя Германии не удалось избежать вампирической истерии (эпидемии ее были зарегистрированы в Восточной Пруссии в 1710, 1721 и 1750 годах), проблема вампира, кажется, изначально возникла из-за широко распространенных газетных сообщений о расследовании вампиризма в Сербии в 1725 году и, особенно, расследовании случая Арнольда Пауля в 1731—1732 годах. Популяризированная версия дела Арнольда Пауля стала бестселлером на книжной ярмарке в Лейпциге в 1732 году.

Арнольд Пауль (или Паоле) был героем одного из самых знаменитых вампирических происшествий в XVIII веке. Он возник в разгар волны нападений вампиров, которые захлестнули центральную Европу с конца XVII века до середины следующего века. Эти случаи в целом и случай Пауля в частности, были основной причиной оживленного интереса к вампирам в Англии и Франции в начале XIX века.

Пауль родился в начале 1700 года в Медвежие, в области Сербии, расположенной к северу от Белграда, которая позже стала частью Австрийской империи. Он служил в армии в тех краях, которые носили название "турецкая Сербия", а весной 1727 года вернулся в свой родной город. Пауль купил несколько акров земли и поселился на ней, ведя фермерское хозяйство. Он приглянулся молодой женщине с соседней фермы, был помолвлен и собирался жениться. Он отличался хорошим нравом, был честным, и горожане с радостью приветствовали его по возвращении. Однако в его личности преобладала определенная мрачность. Наконец, Пауль рассказал своей суженой, что его проблема связана с войной. В турецкой Сербии на него напал вампир. В конце концов, он убил вампира, проследовав за ним до его могилы. Он также съел немного земли с могилы вампира и промыл свои раны кровью вампира, чтобы очистить себя он воздействия его нападения. Однако он все еще в страхе, что "испорчен" этим нападением. Спустя неделю, Пауль стал жертвой несчастного случая, который привел к его смерти. Его немедленно похоронили.

Через три недели после его похорон распространились сообщения о появлениях Пауля. Четверо из людей, которые это сообщили, умерли, и общество охватила паника. Лидеры общины, чтобы подавить панику, решили действовать. На 40-й день после похорон могила была открыта. При эксгумации присутствовали два военных хирурга. Они сделали заключение о неестественном разложении тела - тело выглядело так, будто он только что умер. Казалось, что под старой кожей есть новая, а ногти продолжали расти. Тело было проткнуто, и из него хлынула кровь. Те, кто присутствовал, решили, что Пауль был вампиром. При протыкании он издал громкий стон. Голову Пауля отрезали, а тело сожгли. Но на этом не закончили. Те четверо, которые умерли, рассказав о том, что видели Пауля, были подвергнуты такому же ритуалу во избежание их возвращения в качестве вампиров.

В 1731 году в той же области около 17 человек умерло от симптомов вампиризма в течение трех месяцев. Горожане медлили с действиями до тех пор, пока одна девочка не пожаловалась, что человек по имени Мило, который недавно умер, напал не нее среди ночи. Известие о второй волне вампиризма достигло Вены, и австрийский император приказал провести расследование полковому полевому хирургу Йоханнесу Флакингеру. Назначенный 12 декабря, Флакингер отправился в Медвежие, чтобы собрать свидетельства очевидцев. Тело Мило выкопали и обнаружили, что оно находится в том же состоянии, что и тело Арнольда Пауля. Тело проткнули, а затем сожгли. Как это возможно, что вампиризм, который был искоренен в 1727 году, снова вернулся? Было установлено, что Пауль заразил несколько коров. По приказу Флакингера горожане продолжали выкапывать тела всех, кто умер в течение последних месяцев. Сорок из них разложились, а 17 были в том же состоянии, что и тело Пауля. Все они были проткнуты кольями и сожжены.

Флакингер написал полный отчет о своей деятельности, который представил императору в начале 1732 года. Вскоре его отчет был опубликован и стал бестселлером. К марту 1732 года сообщения о Пауле и вампирах Медвежия ходили по периодическим изданиям Франции и Англии. Благодаря статусу документальных свидетельств, они стали объектом будущих изучений и размышлений о вампирах, а Арнольд Пауль стал самым "знаменитым" вампиром эпохи. Случай Пауля был точкой отсчета в исследованиях Дома Августина Кальме и Джузеппе Даванцати - двух римско-католических схоластов, которые подготовили книги о вампиризме в середине того же века. (по материалам Дж.Г. Мэлтона "Энциклопедия вампиров").

США И ВАМПИРЫ

Весной 1866 года в водах Индийского океана бороздило в поисках китов американское судно «Атлантик». Это был достаточно большой китобой водоизмещением 290 тонн.

Команда из 30-ти человек занималась привычной работой по очистке и связыванию китового уса и подготовкой бочек для жира. И....

23 мая стоял солнечный день и дул легкий бриз. Кок по имени Джеймс Браун чистил сковородку, сидя на палубе. Двадцатипятилетний португалец был невысокого роста, но атлетического телосложения с густыми темными волосами и карими глазами. Его тело было в изобилии покрыто татуировками в виде якорей, орлов, сердец, пронзенных стрелой. Часто случалось, что матросы бранились и даже дрались между собой. Это было привычным делом, ведь судно уходило в море на год и матросы до смерти успевали надоесть друг другу. Так и в этот день Джеймс Фостер, выйдя на палубу, колким языком зацепил Брауна. Завязалась драка. Никто даже не пытался их разнять. Фостер вытащил нож и ранил кока в грудь. Только после этого работающие рядом Джеймс Гарднер и Джон Соарес разняли драчунов и оттащили раненного Брауна в кубрик. К счастью рана оказалась неглубокая и вскоре кок снова смог приступить к своим обязанностям.

Однажды на корабле пропали два матроса Фостер и Гарднер. Их не видели на палубе и к ужину они тоже не вышли. Поздним вечером вся команда стала их разыскивать. Капитан Бенджамин Винг, прихватив фонарь, спустился в трюм, где хранилась готовая продукция – бочки с китовым жиром и связки китового уса. Страшная картина повергла его в ужас – Браун склонился над бездыханным телом Гарднера и жадно сосал кровь из раны в горле. Рядом лежало мертвое тело Фостера…совершенно обескровленное.

Капитан приказал матросам схватить Брауна, который оказался очень силен, и команде стоило больших усилий связать его и запереть в чулане. При осмотре на телах жертв обнаружили огромные раны в области шеи сделанные ножом, и стало очевидным, что Джеймс Браун сосал из них кровь! Капитан насилу усмирил матросов, готовых выбросить вампира за борт. Китобой «Атлантик» взял курс в родной порт Бостона.

Суд над вампиром состоялся 13 ноября 1866 года, на котором Джеймс Браун был признан виновным в двойном предумышленном убийстве. Во время процесса он был спокоен, не сказав ни слова в свое оправдание. Суд вынес приговор: смертная казнь через повешение, но 3 января 1867 года получил помилование от президента США Джонсона, который заменил приговор пожизненным заключением. Брауна заточили в Чарлстонскую тюрьму на долгих 22 года.

Тюрьма, представляющая собой мрачное гранитное здание, находилась в штате Массачусетс. Сбежать оттуда не представлялось возможным. Камеры с высокими потолками имели маленькие окна, откуда заключенные видели лишь кусочек неба. Внутренний двор, куда изредка выводили пожизненно заключенных, был окружен высокими стенами.

Сначала Брауна поместили в общую камеру, но из-за постоянных драк с сокамерниками, его перевели в одиночку. Как-то на один день к нему пришлось подселить разбойника и убийцу, тоже осужденного на пожизненный срок. Браун расправился с матерым уголовником, причем так же, как и с матросами с «Атлантика», высосав у жертвы кровь. Вампира вновь судили, так он получил еще один пожизненный срок.

Браун доставлял много хлопот стражникам и в 1889 году его отправили в еще более строжайшую и лучше охраняемую тюрьму в штат Огайо. Но и здесь вампир не упускал момента наброситься на охранников. Его буйное поведение, приступы ярости, попытки вцепиться любому зубами в горло доказывали, что заключенный тронулся умом. На этом основании его перевели в сумасшедший дом Вашингтона. После о нем ничего неизвестно, считается, что там он и умер. Однако в архиве по непонятным причинам нет записи о смерти Джеймса Брауна.

В те времена американские газеты пестрили заголовками о Брауне, как о настоящем вампире, которого в тюрьме лишили возможности пить кровь, служившей ему пищей и поэтому он сошел с ума.

Реальный случай вампиризма был зафиксирован в Род-Айленде в 1892 году. Интересно, что вампира из Экситера тоже звали Браун, только Джордж. Газеты писали, что его семья - жена и две взрослые дочери скоропостижно скончались. Причины их смерти не были установлены, поэтому через некоторое время было решено произвести эксгумацию тел, похороненных на местном кладбище. 17 марта специально созданная комиссия констатировала факт смерти девятнадцатилетней дочери Хильды от обескровливания, об этом свидетельствовали красные следы от укусов на шее девушки, причем, умершая два месяца назад, совершенно не разложилась. Против Джорджа Брауна собирались завести уголовное дело по факту убийства своих родных. Но, не дожидаясь ареста, вампир бесследно исчез. Осталось загадкой то, как он это сделал, ведь у его дома дежурил караул.

Истории о вампирах с одноименной фамилией сотни раз пересказывались в печатных изданиях. На американском континенте все чаще появлялись заметки о том, что у некоторых людей проявляется патология – желание испить человеческой крови. Подобные извращения изучал австрийский психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг, который приписывал их к разряду сексуальных расстройств.


Created/Updated: 25.05.2018